Инновационная деятельность

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательное учреждение № 142» — пилотное учреждение, реализующее инновации. В течение последних лет были успешно освоены направления:

  • Городская инновационная площадка по направлению «Освоение Федеральных государственных образовательных стандартов в системе дошкольного, основного общего образования (пилотные учреждения)»
  • Стажировочная площадка региональной инновационной площадки — инновационного комплекса в образовании «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС»
  • Участники регионального инновационной площадки — инновационного комплекса в образовании «Школа — территория здоровья»
  • Экспертная площадка сетевой программы «Мир моих интересов» по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
  • Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотеки (медиатеки) учреждений
  • Дистанционное обучение на основе индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
  • Базовая школа по формированию ИКТ-компетентности

В настоящее время в школе работате стажировочная площадка региональной инновационной площадки — инновационного комплекса в образовании «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС» в составе брендов «Школа — территория преемственности«, «Школа — территория здоровья».

ИТОГИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 2019

В качестве нововведений, действуя в условиях единого регионального образовательного пространства, администрация школы включилась в детальность по реализации  проектного подхода в управлении.

Так, административной командой были разработаны управленческие и методические проекты по актуальным темам: «Школа успеха» (Сенько И.В. и др.), «Методическое сопровождение деятельности педагога в условиях внедрения новой модели аттестации» (Кирина И.А., Петрова И.В.), «Школьная республика – шаг в будущее страны» (Ташимова М.М.). В течение учебного года школа стала участником городского проекта «Муниципальная проектная лаборатория профессионального роста, развития и закрепления в профессии молодых педагогов» (Дереко А.И.), «Развитие цифрового пространства образовательных организаций города Омска в части создания сети информационно-библиотечных центров» (Горланова И.А.), «Учитель будущего — будущий учитель» (обучающиеся 10-х классов). Сенько И.В., Кирина И.А., Дмитриева Е.А., Иванова О.Р. стали участниками международного образовательного проекта «Программа развития учителей и руководителей образовательных организаций Омской области при поддержке ONHP». Султанкина Н.Е. руководит проектной деятельностью членов ШСК «Рекорд».

БОУ г. Омска «СОШ № 142» активно участвует в развитии единого образовательного пространства, инновационных процессов в Омской области по направлениям модернизации   образования, четко   определенными   государственной   политикой   в   области образования в сотрудничестве с БОУ ДПО «ИРООО».  Школа работает в двух из шести направлениях РИП-ИнКО: «Обновление  общего  образования  в  условиях  реализации  ФГОС», «Школа-территория  здоровья». Данный выбор объясняется прежде всего, социальным заказом в условиях массовой школы, а также наличием кадрового потенциала, способного реализовать задачи стратегического развития. Представители школы – активные участники обсуждений актуальных вопросов развития инновационной деятельности в различных формах, таких как участие на форумах, НПК,  заседания Координационного Совета, вебинарах, семинарах и пр.  Администрация школы обеспечивает научно-методическое сопровождение инновационной деятельности через систему социального партнерства с методическими сообществами города и области.

Образовательное учреждение было включено в состав бренда «Школа индивидуальных перспектив развития руководителя ОО» (куратор – Кирина И.А.) Данная деятельность подразумевает совместную разработку участниками РИП-ИнКО показателей и критериев самооценки руководителя по компетенциям управления информацией, кадрами, процессами, ресурсами, результатами деятельности образовательной организации.

Школа осуществляет деятельность консультационного центра РИП-ИнКО «Школа – территория здоровья» в рамках бренда «Школьный спортивный клуб» (куратор – Смищук Л.А.). Пропаганда здорового образа жизни, содействие физическому, интеллектуальному и духовному развитию учащихся, реализация целевых программ развития волейбола, баскетбола, мини-футбола, плавания и лёгкой атлетики — еженедельный труд педагогов физической культуры Султанкиной Н.Е., Вотяковой Т.Л., Букова А.В. и др.

Наши педагоги разработали программу физкультурного образования школьников 1-11 классов «Олимпийцы среди нас», более десятка программ внеурочной деятельности, которые в данный момент реализуются на занятиях клуба.

Ежегодно в соревнованиях и спортивных событиях школы принимают участие более 2000 обучающихся, их родителей, выпускников школы и жителей микрорайона. Ребята в течение учебного года принимают участие более, чем в 70 спортивных соревнованиях по 20 видам спорта. Работа участников клуба – это не только физкультурно-оздоровительная, но еще и волонтерская, просветительская, научно-исследовательская, коммуникативная деятельность. Отрадно отметить, что эти инициативы не ослабевает в 10-11 классах, а наоборот, дают добрые всходы. Старшеклассники выступают в роли судей и помощников соревнований, организаторов и авторов спортивных мероприятий. За последние 10 лет учащимися школы было выполнено более десятка проектов, разработаны нормативы по физической культуры, дана качественная оценка тестам Президентских состязаний, создано более двух десятков социальных видеороликов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

На протяжении десятилетия спортсмены принимают участие в Президентских соревнованиях различного ранга. С 2012 по 2019 год команда школы № 142 представляла Омскую область в финальных соревнованиях Президентских спортивных игр в ВДЦ «Орлёнок». Ребята показали неплохие результаты во Всероссийских соревнованиях. В активе 48 призёров в индивидуальном и командном первенстве. Творческий коллектив награжден благодарственным письмом БОУ ДПО «ИРООО» за эффективную деятельность.

В школе функционирует стажировочная площадка РИП-ИнКО по направлению обновления общего образования в рамках курсов ПК для слушателей ИРООО.  Опыт работы учителей школы нашел широкое распространение в образовательном пространстве региона. МО учителей русского языка и литературы провели матер-класс по теме «Как преодолеть школьную неуспешность» (6 человек), Ивлева Л.Г. и Бука А.Г.  — по теме «Приемы развития у обучающихся навыков и компетенций 21 века», Маджанова Ж.Б. — «Выполнение заданий повышенной сложности в ГИА по истории», Зазулина М.А. -«Формирующие оценивание и контрольно-корректирующая деятельность учителя начальных классов на основе ВПР, НИКО», Сергиенко И.В. — «Использование приемов технологии развития критического мышления в начальной школе». Лукина Е.Н. провела мастер-классы «Использование приемов технологии развития критического мышления в начальной школе», «Работа в малых группах по проектированию учебного занятия на основе освоенных приемов и средств». Максименко И.В. провела открытый урок математики в 3 классе по теме «Письменные приемы сложения трехзначных чисел». Баранова Н.В. показала мастер-класс по теме «Реализация ФГРОС СО в профильных классах».

Кроме участия в работе стажировочных площадок опыт педагогов школы был обобщен и представлен в других профессиональных сообществах. Лукина Е.Н. на региональной научно-практической конференции «Ключевые компетенции современной начальной школы» выступила с сообщением по теме «Использование приемов технологии критического мышления на уроках окружающего мира». Лутошкина Л.А., Алимова Н.Г. являлись членами постоянно действующего семинара «Популяризация эффективного педагогического опыта», по результатам участия в котором подготовили статью для публикации. Баранова Н.В. выступила с сообщением на семинаре «Работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметной олимпиаде». Ригина Л.А. провела методический всеобуч по теме «Преемственность в организации исследовательской и проектной работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками» в БОУ ДО г.Омска ЦТРиГО «Перспектива». Данный перечень открытых мероприятий свидетельствует о востребованности опыта работы педагогов школы, об их профессионализме. Участниками I Областного августовского форума работников системы образования Омской области «Национальный проект «Образование»: шаг в будущее» стали Султанкина Н.Е. (модератор площадки), учитель физической культуры; Бука А.Г., учитель технологии. Учитель технологии Бука А.Г. выступил с сообщением по теме «Планирование и первые результаты обучения по программе «Технология» В.М. Казакевича, 2017 г.» в рамках работы площадки ассоциации учителей технологии. Учителя Алимова Н.Г., Скороходова Т.В. приняли участие в международной профессиональной олимпиаде учителей «ПРОФИ – 2019».

Учителя школы приняли участие в конкурсах профессионального мастерства. Учитель начальных классов Кугаевская Т.В. стала победителем регионального аукциона педагогических идей «Современные педагогические технологии как средство достижения образовательных результатов ФГОС НОО». Заместитель директора Ташимова М.М. стала призером муниципального конкурса «Лидер в образовании». Учитель Дмитриева Е.А. по итогам конкурсного отбора стала тьютором образовательного проекта «Программа развития учителей и руководителей образовательных организаций Омской области при поддержке ONHP». Ивлева Л.Г. стала победителем  конкурса на присуждение премий лучшим учителям  за достижение в педагогической деятельности. Учитель Малышкина Е.М. стала призером международной олимпиады по музыке среди учителей-предметников. Молодой специалист Алимова Т.Е. приняла участие в конкурсе «АРТ-перекресток». Учитель Нохрина М.И. участвует в конкурсе «Лучший учитель истории», Кавлакан Л.Е. – «Лучший учитель химии», социальный педагог Сячина Л.И. – в конкурсе «Педагог школы для всех». Творческий коллектив администраторов школьного сайта – Кирина И.А., Борисевич Н.А., Петрова И.В.- стал победителем муниципального этапа конкурса «Лучший образовательный сайт образовательной организации», вошел в числе областных участников. Султанкина Н.Е. стала участником конкурса ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», представив публикацию о деятельности школьного спортивного клуба «Рекорд». Дерманский Сергей Алексеевич, руководитель детского общественного объединения «Школьная республика «РЭДР» стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XX1 века».

Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной политики и информационных технологий» осуществлялся отбор лучших практик профильного обучения на уровне среднего общего образования. В перечень 100 лучших Всероссийских практик профильного обучения на уровне среднего общего образования с учетом современных достижений науки и техники вошла наша школа по направлению «Организационно-методическая модель сопровождения проектной деятельности обучающихся» (авторы: Петрова И.В., Кирина И.А.).

Члены педагогического коллектива осуществляют экспертную деятельность. Ряд учителей являются членами  жюри муниципального этапа ВсОШ (Баранова Н.В. (председатель), Доценко Н.А., Кавлакан Л.Е., Рыбченко Г.Л., Шевченко Е.Л, Тибилиус М.А., Нохрина М.И., Маджанова Ж.Б., Сарф Г.В, Ивлева Л.Г., Кашникова Т.А., Филиппова Л.В., Лутошкина Л.А., Султанкина Н.Е, Первухина Е.А. и др.). Учителя русского языка являются экспертами по проверке итогового сочинения по литературе (Малахова А.В., Тибилиус М.А.), Бука А.Г. и Ивлева Л.Г. являются рецензентами дипломных работ студентов ОмГПУ, Тибилиус М.А. – член жюри областного конкурса риторов, Кашникова Т.А. —  член жюри «Математической регаты», Первых О.В. и Столбова О.В. – члены жюри игры «МаГи». Лукина Е.Н. — член расширенного жюри международных интеллектуальных детских конкурсов «ПОНИ». Кашникова Т.А., Филиппова Л.В., Лутошкина Л.А. – эксперты работ ОГЭ по математике, Нохрина М.И. – по обществознанию и истории, Маджанова Ж.Б., Сарф Г.В. – по обществознанию. Учитель Султанкина Н.Е. является руководителем окружного МО учителей физической культуры. Учителя технологии, истории, информатики, биологии являются руководителями практики студентов ОмГПУ.

Печатные публикации:

  • Учитель Дереко А.И: От теории – к практике. Сборник материалов IХ межрайонной научно-практической конференции молодых педагогов./Омск:МКУ «РЦИМОО», 2019. с.84
  • Кирина И.А., Султанкина Н.Е., Скороходова Т.В., Лутошкина Л.А. Организация работы над индивидуальным проектом как формой итоговой аттестации по итогам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: методические рекомендации/ сост. Н.В. Ляшевская, М.Д. Бургер. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2019. – 92
  • Сенько И.В., Кирина И.А., Новак С.А., Лукина Е.Н. Скрининг-педагогический совет как форма управления педагогической деятельностью в школе./Сб. мат. X Межрег. научно-практ. конф. «Введение Фед. гос. обр. станд: стратегии, риски, перспективы» – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2019.
  • Кирина И.А. Практика внедрения инновационных продуктов для развития учреждения. Журнал «Образование Омской области», 2019
  • Кирина И.А., Петрова И.В. Организационно-методическая модель сопровождения проектной деятельности обучающихся БОУ г. Омска «СОШ № 142», http://www.apkpro.ru/1025.html
  • Султанкина Н.Е. публикация в рамках открытого заочного Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов в 2018/2019 учебном году http://www.фцомофв.рф/news/post/379/

Методическая работа с молодыми специалистами обусловлена особенностью функциональной организации нашей школы, которая заключается в распределении молодых специалистов по видам деятельности, а также по двум зданиям и сменам, поэтому в основу этой деятельности была положена индивидуальная работа средствами неформального образования с одновременным включением в работу в городских сообществах по профилю.

В течение года осуществлялось методическое сопровождение деятельности учителя английского языка Дереко А.И. Учитель представил публикацию по теме «Игра как средство повышения мотивации изучения английского языка» в рамках областной научно-практической конференции молодых педагогов «От теории к практике», приняла участие в конкурсе для молодых педагогов «Мой первый урок – 2019» в номинации «Видеоурок». Дереко А.И. участвует в работе муниципальной проектной лаборатории молодых педагогов.  В результате посещения уроков, наблюдения, собеседования заместителями директора Новак С.А., Лукиной Е.Н. отмечен профессиональный рост учителя Алиевой Е.В., значительную работу ведет сам педагог по самообразованию. Алиева Е.В. приняла участие в десятке вебинаров, очное участие в заседании Клуба будущего педагога совместно с методическим объединением учителей начальных классов г. Омска.  Педагог-логопед Усова Д.Л. приняла участие в международной интернет-олимпиаде «Солнечный свет» по логопедии «Я-логопед», посетила серию семинаров-практикумов городского методического объединения учителей-логопедов образовательных организаций города Омска по актуальным вопросам. Дарья Леонидовна прошла обучение по теме «Подходы к психолого-педагогической реабилитации детей с кохлеарным имплантом» (16 часов).

В течение года педагоги и обучающиеся, администрация школы участвовали в телекоммуникационных инициативах с целью развития ИКТ-компетентности. Данная форма работы позволяет учесть индивидуальную потребность педагога в профессиональном интернет-пространстве. Наиболее востребованными формами оказались вебинары, ВКС, викторины, тестирования, проекты, конкурсы. 90% педагогов используют возможности интернет-инициатив в практике своей деятельности. Наиболее часто и продуктивно это осуществляют учителя Скороходова Т.В., Рыбченко Г.Л., Кремнева Л.В., Баранова Н.В., Борисевич Н.А., Стадникова А.Е, Рыбченко Г.Л. Ивлева Л.Г. является администратором сайта «Непрерывная подготовка учителя технологии». Султанкина Н.Е. осуществляет методическую работу средствами сайта «Физическая культура в школе № 142», Кавлакан Л.Е. на протяжении ряда лет ведет собственный блог.  Скороходова Т.В., Малахова А.В., Сенько С.В. ведут обучение с применением цифрового образовательного ресурса «ЯКЛАСС», Иванова О.Р. выступила с сообщением «Использование образовательного ресурса «Российская электронная школа» в образовательном процессе» на совещании для заместителей директоров БОУ ОАО г. Омска. Учителя Бука А.Г., Ригина Л.А., Маджанова Ж.Б. публикуют разработки уроков на образовательных порталах. Сарф Г.В. – автор публикаций по темам «Занятость и трудоустройство», «Источники права», «Политика и власть», получившим положительную экспертную оценку и опубликованным на страницах электронного журнала Академия Развития Творчества «АРТ-Талант», победитель Всероссийского конкурса «Законодательство о правах ребенка». Учителя МО русского языка и литературы прошли обучением по теме «Содержание, технологии и особенности применения модельной региональной основной образовательной программы основного общего образования» на портале «Система дистанционного обучения ГБУ ДПО ЧИППКРО» (Челябинск, 2019). Анализ тематики посещенных ТИ свидетельствует о потребности педагогов в системном их использовании, ориентированности на технологический подход в отборе содержания тем.

 

  Количество телекоммуникационных инициатив, Участники ТИ (обучающиеся) Участники ТИ (педагогические работники)
в которых приняли участие обучающиеся в которых приняли участие педагогические работники кол-во обучающихся — участников ТИ в % к общему числу обучающихся кол-во педагогических работников в % к общему числу педагогических работников
1 полугодие 2017-2018 учебный год 8 24 155 9 68 84
1 полугодие 2018-2019 учебный год 15 35 482 27 66 80

 

В 2019 году был реализован авторский школьный телекоммуникационный проект «Открывая книгу – открываешь мир». Цель его — развитие читательской компетенции средствами коллективной творческой деятельности. Данная работа позволила повысить профессиональную компетентность педагогов в деятельности по достижению метапредметных результатов, ИКТ, стимулировать деятельность классного коллектива в решении общих творческих задач. В проекте приняли участие 135 обучающихся и 11 педагогов школы (Лутошкина Л.А., Горланова И.А., Скороходова Т.В., Первых О.В., Первухина Е.А., Филиппова Л.В., классные руководители 5 классов). Участники проекта дали положительную оценку данной телекоммуникационной инициативе.

За высокие результаты в конкурсах профессионального мастерства 5 человек занесены на Доску Почета БОУ ДПО «ИРООО». Заместитель директора Петрова И.В. Занесена на Доску почёта работников муниципальной системы образования города Омска  в 2019 г. Перечень этих побед свидетельствует об эффективной педагогической деятельности.