«Критерии оценивания предметных результатов»

Анализ ситуации целевой группы/ собственной деятельности: по результатам диагностики выявлены трудности, связанные с:

  • недостаточной нормативной осведомлённостью учителей в части изменения оценивания результатов деятельности обучающихся;
  • отсутствием опыта реализации данного направления в практической деятельности учителя на ступени основной школы.

Постановка проблемы: недостаточная компетентность учителей в области оценивания результатов деятельности учащихся на уроке.

Планируемые изменения: учитель получит возможность освоить современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся.

Пути решения:

1. Организация мониторинга затруднений учителя при организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС ООО.

2. Создание теоретической базы по направлениям

  • Современные педагогические технологии по оцениванию деятельности учащихся
  • Компоненты процесса контроля знаний
  • Критерии оценивания учебных достижений учащихся

3Распространение педагогического опыта (мастер-класс 2Х2)

  • Анализ традиционных способ оценивания знаний учащихся
  • Алгоритм разработки КИМов.
  • Правила оценочной безопасности.
  • Практикум по созданию критериев оценивания предметных результатов

4. Рекомендации педагогам (создание рабочей тетради-памятки учителя, внедряющего ФГОС ООО)

Немного теории

«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Генри Форд.

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ

Оценка предметных результатов. Представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: а) внутренняя накопленная оценка; б) итоговая оценка; в) процедуры внешней оценки.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

 ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, А ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Оцениваться может все! Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)!

Оценка — это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…») Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
— можно давать любому действию ученика (особенно успешному): удачная мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. – ставиться только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

 ЧТО КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ?

1 правило. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи — умения по использованию знаний. 

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

2 правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.

КОГДА ОЦЕНИВАТЬ?

3 правило. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка.

4 правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

5 правило. Итоговые оценки и отметка (за четверть) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.

ГДЕ ФИКСИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?

6 правило.  Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

7 правило. 6-балльная шкала «баллов успешности», специально разработанная под уровни успешности;  5- балльная шкала «традиционных отметок» – соотнесенная с уровнями успешности; 10-балльная шкала – соотнесенная с уровнями успешности. 

Система оценки планируемых результатов: критерии оценивания.

Оценивание вида деятельности ребенка. Критерии, по которым может происходить оценивание того или иного вида деятельности ребенка условно разделить на 5 групп:

  • Учебно-организационные: умение самостоятельно готовиться к уроку; умение включаться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения; оформление и ведение тетрадей и т. д.
  • Учебно-коммуникативные: умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности; умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия; умение поддержать и продолжить мысль собеседника; умение слушать друг друга; умение работать в группах сменного состава; умение задавать вопросы в ходе урока; умение участвовать в учебном диалоге и т.д.
  • Учебно-логические: умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям; умение действовать по аналогии; умение соотнести цель и результат;   умение выделять главное; умение делать обобщение, вывод;  умение предоставить информацию графически; умение давать определение понятия по  существенным признакам, опираясь на модель и т. д.
  • Учебно-информационные: умение давать полный или краткий ответ; умение отвечать на вопрос по существу; умение пересказывать учебную информацию;    умение работать самостоятельно с дополнительной литературой и т. д.;
  • Учебно-управленческие умения: умение определять учебную задачу; умение сравнивать полученный результат с учебной задачей; умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; умение определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причину; умение планировать свои дальнейшие действия по устранению недочетов. 

Таблица соответствия уровня усвоения 5-балльной шкале 

% усвоения Отметка (по 5-балльной шкале)
80-100 «5»  — отлично
65-80 «4» — хорошо
50-65 «3» — зачет
Менее 50 «2» — не зачет

 Уровни достижения предметных результатов

Уровни успешности Шкала оценок
Не достигнут базовый уровень  Не решена типовая, много раз отработанная задача «2»   ниже нормы, неудовлетворительно
Базовый  уровень  Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3»  норма, зачёт, удовлетворительно.Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
«4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
Повышенный  уровень  Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4»  хорошо. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
«5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

 Структура «Оценочного листа»

 Ф.И. Тема, вид работы Количество баллов Уровень усвоения, %
СР 1        
Максимальный балл 10 12 15 10    
Иванов И.              


Критерии оценивания различных видов деятельности   скачать

  • Критерии оценивания устного ответа обучающегося (при наличии плана ответа разработанного учителем)
  • Критерии оценивания презентации
  • Критерии  оценивания индивидуального проектаКритерии оценивания реферата
  • Критерии оценивания эссе

Рекомендуем прочитать

  1. Пинская М.А., Улановская И.В. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Пинская М.А., Оценивание для обучения. Москва :  Чистые пруды,   2009.  — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября».  Серия «Управление школой» ;  вып. 28).
  3. Фельдштейн Д. И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа – М.: Издательство Баласс,2011.