«Конструирование целевого компонента урока»

Анализ ситуации целевой группы/ собственной деятельности: по результатам диагностики выявлены трудности, связанные с:

  • недостаточной нормативной осведомлённостью учителей в части изменения целевой парадигмы образования;
  • отсутствием опыта реализации данного направления на практике.

Постановка проблемы:  недостаточная компетентность учителей в области целеполагания как урока в целом, так и отдельных его этапов.

Планируемые изменения: повышение качества постановки целей урока и его компонентов через системную работу с помощью создания и апробирования итогового продукта для учителя (рабочая тетрадь)

Пути решения:

1. Организация мониторинга затруднений учителя при организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС ООО.

2. Создание теоретической базы по направлениям

  • Современные подходы к целеполаганию в образовательном процессе
  • Критерии к определению целей учебных заданий
  • Анализ деятельности обучающихся на уроке как условие достижения целей современного урока
  • Способы обучения целеполаганию (совместно с обучающимися)

3Распространение педагогического опыта (мастер-класс 2Х2)

  • Анализ традиционных способ постановки целей
  • Алгоритм постановки целей урока
  • SMART-критерии
  • Практикум постановки целей задания

4. Рекомендации педагогам (создание рабочей тетради-памятки учителя, внедряющего ФГОС ООО)

Немного теории

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие субъекта (человека или группы).

В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART — это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded)

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Материалы работы группы

Алгоритм постановки целей урока

  1. Изучить программное содержание урока
  2. Определить деятельность, формы, средства, оптимально направленные на достижение результата
  3. По стандарту произвести отбор целей в иерархии: личностные, метапредметные, предметные
  4. Установить соответствие между целями и деятельностью
  5. Отбор дидактического инструментария в соответствии с целями

Анализ заданий для конструирования целей:

  1. Провести оценку заданий по SMART-критериям (0-3 баллов)
  2. Выявить «уязвимые» места, не отвечающие SMART-критериям
  3. Провести коррекцию задания
  4. Провести обратную коммуникацию с обучающимися на понимание аспектов выполнения задания

Примеры анализа заданий

Первичная формулировка задания Критерии Оценка в баллах (0-3) Формулировка задания после коррекции
Пример. Что привлекает человека в природе Океании? Конкретность 2 (дано указание территории, понятно) Представьте, что вы – турист, оказавшийся в Океании. Передайте свои наблюдения о природе Океании в виде презентации (рисунка, эссе)
Измеримость 0 (как?)
Достижимость 2 (достижимо, нет личностного подхода)
Значимость 1 (что-то уникальное?)
Сроки 3 (тема заканчивается)

Приемы совместной постановки целей с обучающимися:

  • Тема-вопрос-план
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Исключение
  • Домысливание
  • Проблемная ситуация
  • Группировка («древо целей»)
  • Подводящий диалог
  • Собери слово
  • Исключение
  • Проблема предыдущего урока

Презентация «Конструирование целевого компонента урока»

  1. Никольская О.А. Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.- Белово, 2013

Полезные ссылки

http://www.geoclass.ru/index.php/4-nomer-2-2013/129-kolonka-redaktora-opredelenii-tselej-i-zadach-uroka-s-uchetom-trebovanij-fgos-k-rezultatam-obucheniya

http://festival.1september.ru/articles/630735/

http://marketproject.ru/articles/5-smart-celi http://www.slideshare.net/siberian_squirrel/ss-16748018

http://doc4web.ru/pedagogika/metodicheskoe-posobie-po-sozdaniyu-sovremennogo-uroka-po-fgos.html