«Организация групповой формы работы с учащимися на уроке»

Анализ ситуации целевой группы/ собственной деятельности: по результатам диагностики выявлены трудности, связанные с:

  • нарушением технологии организации групповой формы работы на уроке, и как следствие, низкой эффективностью её применения на практике.

Постановка проблемы: как учителям осуществить переход от педагогики требований к педагогике сотрудничества в рамках эффективной организации групповой работы на уроках.

Планируемые изменения: повышение качества организации групповой работы и её эффективности на уроке.

Пути решения:

1. Организация мониторинга затруднений учителя при организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС ООО.

2. Создание теоретической базы по направлениям

  • Психологические особенности работы в группах
  • Деятельность педагога при организации групповой работы
  • Проблема распределения ролей в группе и включения в групповую деятельность слабоуспевающих учащихся
  • Основные приёмы рефлексии и анализ работы в группе.

3Распространение педагогического опыта (мастер-класс 2Х2)

  • Знакомство с психологическими особенностями работы в группах
  • Алгоритм по формированию групп
  • Алгоритм деятельности учителя  при организации групповой работы на уроке».
  • Распределение ролей в группе. Проблема включения в групповую деятельность слабоуспевающих учащихся.
  • Основные приёмы организации рефлексии.

4. Рекомендации педагогам (создание рабочей тетради-памятки учителя, внедряющего ФГОС ООО)

Немного теории

Способы организации группы

Группа — это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и учителем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого занятия.

Обычно различают три основных типа объединения в группы, преследующих каждая свою цель:

— объединение — дискуссия или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;

— объединение исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;

— собрание — принятие решения. Это объединение, где группа принимает решение по данной проблеме.

Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она подготовлена и проведена.

Групповая работа преследует следующие цели:

  1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
  2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
  3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
  4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи — путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

Материалы работы группы

Плюсы и минусы групповой работы:

плюсы минусы
· Повышается учебная и познавательная мотивация.
· Снижается уровень тревожности обучающихся.
· В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализаци  знаний.
· Улучшается психологический климат в классе.
· Групповой работе надо сначала научить.
· Организация групповой работы требует от учителя особых умений и навыков.
· Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
· Для некоторых детей разделение на группы —  процесс болезненный.

Запомним!

  • Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
  • Двух озорников объединять опасно!
  • Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы.
  • Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

Проблема комплектования групп

  • пара: лидер – ведомый;
  • реальная группа: неформальная группа с сильным лидером и дружескими связями;
  • референтная группа: группа лиц, на интересы которой ориентируется данный ученик.
  • подбор группы из упорядоченного списка
  • подбор группы «под лидера».

Возможные роли в группах

  • Чтец — читает вслух;
  • Секретарь — записывает что-то от лица группы;
  • Спикер —  рассказывает, что решила группа;
  • Хронометрист следит за временем.
  • Капитан
  • Докладчик
  • Критик
  • Секретарь
  • Контролёр
  • Генератор идей (разработчик идей)
  • Конструктор
  • Оформитель
  • Расчетчик.
  • Писарь – записывает решение;
  • Организатор – распределяет роли, следит за  действиями всех членов группы.
  • Планировщик – исследует условия задачи и планирует работу;
  • Исполнитель – осуществляет попытки решения;
  • Критик -контролер –  подвергает сомнению мнение группы. 

Учителю на заметку

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
  • групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 15-20 минут – в III – IV классах, 20-30 мин. В V-VIII классах, на практических работах больше.
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Дети должны обмениваться мнением, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбуждёнными выкриками, с разговорами в полный голос.

Поведение учителя во время групповой работы

Учитель может:

  • Контролировать
  • Организовывать
  • Оценивать работу
  • Участвовать в работе группы
  • Наблюдать
  • Быть источником информации

Что не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок — они действуют на участников подавляюще;
  • и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

Как подвести итоги?

Оценка работы группы не должна приводить к конфликтным ситуациям и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, взаимопомощь, доброжелательность, дружелюбие, вежливость.

Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Критерии оценки работы в группе
Презентация «Организация групповой формы работы на уроке»

Рекомендуем прочитать

  1. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993г.
  2. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.
  3. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000г