«Стратегии работы с текстом на уроке»

Анализ ситуации целевой группы/ собственной деятельности: по результатам диагностики выявлены трудности, связанные с:

  • недостаточным использованием возможностей текста для формирования метапредметных умений на уроке;
  • отсутствием опыта применения современных технологий работы с текстом на практике.

Постановка проблемы: недостаточная осведомленность учителей в области современных технологий работы с текстом, низкая эффективность использования текста на уроке для формирования метапредметных умений, однообразие приемов работы с текстом.

Планируемые изменения: учитель получит возможность освоить современные стратегии и приемы работы с текстом, а также научится применять их на уроке.

Пути решения:

1. Организация мониторинга затруднений учителя при организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС ООО.

2. Создание теоретической базы по направлениям

  • Современные педагогические технологии работы с текстом: технология критического мышления и технология продуктивного чтения (программа 2100).
  • Стратегии предтекстовой деятельности.
  • Стратегии текстовой деятельности.
  • Стратегии послетекстовой деятельности.

3Распространение педагогического опыта (мастер-класс 2Х2)

  • Анализ современных педагогических технологий работы с текстом
  • Алгоритмы стратегий
  • Практикум использования стратегий на уроке

4. Рекомендации педагогам (создание рабочей тетради-памятки учителя, внедряющего ФГОС ООО)

Немного теории

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ УЧИТЕЛЕЙ, ПРЕПОДАЮЩИХ РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ?
«Информационное содержание учебного процесса можно представить в виде обобщенного учебного текста, отдельные подсистемы которого представляются совокупностью информационных носителей, обеспечивающих учебный процесс».

Л. И. Гурье

ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ?

  • Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
  • Смысловое чтение – один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  • Смысловое чтение универсальное учебное действие.

КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ?

Технология критического мышления Технология продуктивного чтения
Вызов
· актуализация имеющихся знаний;
· пробуждение интереса к получению новой информации;
· постановка учеником собственных целей обучения.
До чтения текста  Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
Осмысление
· получение новой информации;
· корректировка поставленных учеником целей обучения.
Во время чтения текста  Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы. Проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация.
Рефлексия
· размышление, рождение нового знания;
· постановка учеником новых целей обучения.
После чтения  Беседуем и уточняем позицию автора.

ЧЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ? Работа с текстом в примерных программах представлена в трех разделах:

  1. Поиск информации и понимание прочитанного.
  2. Преобразование и интерпретация информации.
  3. Оценка информации.

ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ?

  • Стратегияэто способ приобретения, сохранения и использования информации.
  • Основное условие отнесения действия к стратегиямналичие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.
  • Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ – ВИДЫ СТРАТЕГИЙ

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса» 

Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок (попеременное чтение)», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками»

Стратегии предтекстовой деятельности: «Отношения между вопросом ответом», «Вопросы после текста («Таксономия Блюма»)», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Материалы работы группы

Мозговой штурм. Цель – актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к тексту.

Ход работы. Сегодня мы будем обсуждать тему_______ . Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?/ Что вы знаете по этой теме?

Записываем ассоциации, факты.

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. Что нового мы узнали из текста?

Использование стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

 Глоссарий.  Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. 

Ход работы. Мы будем читать информационный текст (название). Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Ориентиры предвосхищения. Цель –  актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к тексту.

До чтения Суждения После чтения текста
1.
2.
3. и т.п.

Ход работы. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (v).

Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните. Почему это произошло (послетекстовая стратегия).

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ?

Вопросы после текста («Таксономия Б.Блюма») pomashka

  1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
  2. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».

Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

  1. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  2. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
  3. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
  4. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ НА УРОКЕ

Рекомендуем прочитать.

  1. Н.Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя — М., 2011
  2. Чтение в составе универсальных учебных действий (статья) // «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова, Москва, 2010

Полезные ссылки

  1. Вебинар «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в практике уроков в условиях введения ФГОС» http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1435
  2. Технология продуктивного чтения http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php